Принципы семейных отношений в православном браке

Брак в православии: подборка статей

по дате ▼ ▲

по имени ▼ ▲

по популярности ▼ ▲

по уровню сложности ▼

Чтобы в доме воцарилась любовь, семья должна выступать в роли «малой церкви». Только в этом случае божественная благодать сможет осчастливить сердца влюбленных. Яркий пример — супруги Акила и Прискилла, поразившие своим благочестием даже апостола Павла.

Читать дальше

Многие неурядицы в брачной жизни вызваны нецерковным подходом к союзу двух сердец. Зачастую представительницы прекрасного пола не воспринимают своих мужей как первосвященников, через которых Божья благодать наполняет всю семью как малую церковь.

Читать дальше

Церковный развод изначально не был предусмотрен Православной Церковью. Бог установил Таинство венчания, чтобы двое людей стали одной плотью и сохраняли на протяжении всей жизни семейный союз. Развод считается нерасторжимым у христиан.

Читать дальше

Свадьба в пост – явление, сопряженное с грехом в различных его ипостасях. Во-первых, свадьба без совершения обряда венчания – это уже грех. Православные христиане стараются начать супружескую жизнь с благословения Бога — для этого венчаются.

Читать дальше

Православный брак и семья – эта тема всегда актуальна и имеет множество вопросов. Надо ли блюсти целомудрие до венчания? Как воспитывать детей? Как строить отношения между супругами? Нужно отметить, что семейные отношения – это вечная борьба с искушениями, испытания любви и наука побеждать в себе гордыню.

Читать дальше

В современном мире редкий брак можно обозначить как православная семья. Каких-нибудь сто-двести лет назад картина была ровно противоположная. Соответственно, другой была и статистика разводов. В чем же особенность такой семьи? Только ли в том, что все вместе довольно часто ходят в храм?

Читать дальше

Кем является муж в православной семье? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что выбор супруга — это ответственное мероприятие. Если девушка православная, посещает церковь, ей лучше искать будущего мужа в такой же среде. Это для того, чтобы потом не возникало неприятных ситуаций и непонимания.

Читать дальше

Создание православной семьи — это серьезный вопрос. Чтобы ответить на него, надо понять, что такое христианская семья и брак. Современные люди плохо представляют себе и не понимают, чего на самом деле они хотят от брака. Одни строят стереотипы отношений на примере телепередач, другие оглядываются вокруг себя в церкви.

Читать дальше

В браке человек ̶ это мужчина и женщина. Мы видим, что вначале Господь сотворил мужчину и женщину, а в заповеди брака сказал: «…и будут одна плоть» (Книга Бытия, 2:24). То есть, по замыслу Творца созданные раздельными мужчина и женщина, реализуясь в браке, снова соединяются, чтобы быть человеком.

Читать дальше

Примерно до конца XIX века, в том числе в катехизисе святого митрополита Филарета и в догматике митрополита Макария (Булгакова), обычно об установлении брака в раю писалось, что брак – это благословленный Богом союз мужчины и женщины для продолжения рода.

Читать дальше
Трое в браке Трое в браке

В конце второй главы Книги Бытия мы видим то, без чего и рай-то невозможен. Заключительным аккордом рая дана заповедь брака: оставить человеку отца и мать, хотя еще нет никакого отца и матери, Адам и жена его, и «прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Брак — это союз двоих разных существ перед лицом Бога.

Читать дальше

Современный мир подвергается существенным изменениям, утрачиваются христианские традиции, мужчины и женщины вступают в добрачные отношения, не дойдя до таинства брака — одного из таинств, совершаемых в стенах церкви. Данная статья рассказывает о целомудрии, его понятии и зачем оно нужно — взгляд протоиерея Игоря Прекуп

Читать дальше

Молитва при семейном разногласии. Как молиться и просить помощи у Бога при ссоре в семье, недомолвке, разладе — читайте здесь.

Читать дальше

Статья о смешанных браках, где два любящих человека относятся к разным конфессиям. Иоанн Мейендорф — известный богослов и церковный историк, в своей книге «Брак в православии» затронул актуальную для многих тему и выразил позицию православной церкви по этому вопросу.

Читать дальше

Выдержки из личных записей императрицы Александры Федоровны — супруги императора Николая II «О браке и семейной жизни». Рассуждения о счастье, об отношениях в семье, о взаимоуважении супругов, внимании друг к другу и проявлении интереса, а также немного о воспитании детей.

Читать дальше

Источник: http://megapoisk.com/brak-v-pravoslavii_articles

Обязанности и наставления для мужа и жены в православной семье

Сам Бог сотворил семью, при этом жена была сделана из ребра Адама. В самом начале Библии сказано, что Бог создал единое целое из мужчины и женщины. (Бытие 1:27)

Некоторые христиане утверждают, что целью Божьего создания единого целого было рождение детей, но в Святом Писании написано, что Всевышний дал Адаму помощницу, чтобы не быть тому одиноким. (Бытие 2:18)

Православная Церковь рассматривает супружескую пару, как Свою частичку, созданную для демонстрации Божьей любви миру. Связанное на земле через Таинство венчания продолжает свой путь на Небесах, ведь супруги — одно целое, при этом четко определены обязанности жены перед мужем в православии и наоборот.

Православная семья

Божья семья — союз любви и верности

Православная пара обладает особым благословением высших сил на всю совместную жизнь, защиту и помазание на благополучие, рождение и воспитание детей после Таинства бракосочетания — венчания. У мужа особые обязанности в православной семье, которая построена по принципу Иисус — супруг — жена.

Если кто-то из супругов нарушает этот порядок, исчезает благословение. По Божьему повелению муж и жена наделены взаимными обязанностями, основанием для которых является вторая заповедь Христа (Матв. 22:39):

  • любить один другого Божьей любовью;
  • хранить верность друг другу;
  • взаимное уважение;
  • почитание родителей с обеих сторон, как основание продолжения рода;
  • воспитание детей по слову Божьему.

Современный мир практически отрицает институт не только церковного, но и официального брака, не понимая, что при этом сожители, они не являются семьей, живут в блуде, а значит, грешат, на таковых нет защиты Бога.

Бог есть любовь, и Православная Церковь стоит на этом основании, поэтому христиане, осознавшие греховность своей жизни, могут в любой момент узаконить свой брак перед лицом Господа.

Таинство брака может быть совершенно над парой, оба члена которой крещены в православии и прошли определенную подготовку перед венчанием.

Важно! Никогда не поздно встать на венчальный платок и воцерковиться в Божьем храме. Только после венчания возникает христианская маленькая церковь, одна плоть перед глазами Создателя. (Матв. 19:6)

Как супруг, так и супружница обладают равными правами, они партнеры по жизни.

Чтобы стать одним целым, молодые супруги должны «обрезать пуповины» со старшим поколением. Уважать, почитать родителей — дело святое, но нельзя никому позволять руководить и верховодить, кроме самих молодоженов.

Церковный брак неразрушим, если пара живет по заповедям Божьим. Только грех, особенно блуд в одночасье может разорвать завет, данный у алтаря.

Брачный союз

Церковь очень строго относится к повторному браку, ведь никто не отменял запрета Иисуса. (Матв. 9:9) Только кровное родство, о котором пара не знала раньше, бесплодие в течение 7 лет или смерть одного из супругов может стать причиной развода.

Семейная жизнь не строится на ощущении «бабочек в животе», это тяжелый путь. Союз, основанный на благословении Церкви и истинной любви, (1Кор. 13:4-9) переживет не одно десятилетие.

Гимн Любви, записанный апостолом Павлом, при выполнении всех его пунктов, поможет семейной паре в православии пройти все подводные камни супружеского пути.

Муж — глава семьи

В благополучных семьях мужчина четко осознает свою роль в семье. Если муж является главой семьи, как Иисус — Церкви, то мужчина будет ценить, уважать и опекать свою половинку, обеспечивая ее всем необходимым (1Кор. 11:1-3)

Каждому человеку Творец приготовил свое послание. Муж читает и выполняет то, что написано для него, а ему Иисус повелел любить супругу, как Христос любит Церковь, а вот о покорности написано для второй половинки.

В своем послании апостол Петр (1 Петра 3:1-7) четко расписал повеления семейным парам. Отношение мужа к жене в православии подразумевает:

  • равноправие во владении имуществом;
  • благоразумное отношение к своей половинке во всех вопросах жизни;
  • поддержание авторитета женщины;
  • защиту ее интересов и хранение доброй репутации.

Библия называет женщину в православии немощнейшим сосудом. Представьте мужчину, в сильные, мужественные руки которого Бог вложил тончайшую, изысканную вазу из хрусталя, это жена, мать детей, возлюбленная. Малейшее неловкое движение, удар, сильное сжатие и вместо чуда творения Творца — миллионы осколков.

Истолковывая слова Библии в свою пользу о том, что женщина должна покориться мужчине, и она не властна над телом, некоторые мужья превращают свою половинку в сексуальных рабынь без голоса и права мыслить самостоятельно.

Женщина — хранительница очага. Она — огонек, нежный и теплый, охраняя который можно всегда жить в покое и уюте.

Статус главы в семье — быть подобием Иисуса Христа, а не рабовладельцем. Равноправный партнер в семье — супруга, у нее должна быть своя зона комфорта, личное мнение и, безусловно, свободное время для себя любимой. В народе говорят, что любимая женщина счастливая, а счастливая — всегда красивая.

Отношения между мужем и женой

У хорошего хозяина самая красивая подруга жизни, данная Богом, его половинка, царица, имеющая равную долю в правлении семьей.

Важно! Глава семьи, как Иисус Церкви, должен дать своей хозяйке все права по решению женских вопросов, поддерживая ее установки и правила.

Негоже царю и священнику дома приносить домой сплетни, сеять раздор и мелочно придираться к любой погрешности.

Лакмусовой бумажкой, тестом для отношения мужчины к своей половинке является Иисус и Церковь.

Может ли истинный христианин представить брошенную Церковь с детьми, не обеспеченную своим Женихом, который может Ей изменить?

Дом, подчиненный своим бытом законам христианства и наполненный духовной жизнью, примером которой является глава семейства, всегда будет под защитой Бога.

Верная жена — хранительница очага

Роль женщины в семье трудно переоценить. Вся Библия пропитана примерами жизни прародительниц рода человеческого, которые, так или иначе, влияли на историческое развитие человечества.

Порой женщины сами создавали себе проблемы. Если бы Ева не поддалась на уговоры змея и не уговорила, заметьте, вескими доводами Адама, все в истории сложилось бы иначе.

Первая еврейка Сарра не поверила Богу, который пообещал ей сына, и уговорила Авраама переспать с рабыней, от нее родился сын. Целых 12 лет Сарра страдала ревностью и создала много проблем Аврааму и Агари, пока не родила Исаака.

Ревекка обманом поспособствовала получению первородства младшим сыном.

Многие святые жены оставили пример покорности, верности, мужества и послушания в истории человечества.

Верная Рахиль 21 год ждала свое счастье, подарив миру Иосифа, который стал принцем Египта.

Прекрасная Есфирь готова была заплатить жизнью за жизнь еврейского народа.

Маленькая Мария с покорностью приняла весть о том, что ей оказана честь родить Миссию. Трудно представить состояние девочки в то время, когда за блуд побивали камнями до смерти. Как доказать фарисеям и книжникам, что ты, девочка с монастыря, чиста и невинна и плод в тебе не от мужчины?

Молитва в храме

Великое доверие Богу, покорность, уважение мужа творят чудеса.

  • Православная жена относится к мужу, как к священнику своего дома, однако при этом она не опускается до роли уборщицы, кухарки, сексуальной рабыни и домработницы.
  • Православная христианка — домостроительница, хранительница очага, берегиня рода.
  • Бог создал Еву из ребра Адама, не из руки или ноги, не из головы, а из кости, которая находится под сердцем.
  • У хорошей хозяйки, которая находится под обеспечением и защитой главы семьи, дом — полная чаша.
  • Божью Невесту — Церковь трудно представить неприбранной или голодной, так и мать, жена должна заботиться о доме.
  • Бог дал именно жене повеление кориться своему мужу (Еф. 6:1-4), а мужу — любить свою половинку. Каждый член семьи имеет свое послание от Творца, выполнение которого гарантирует счастливую семейную жизнь.
  • Многие женщины пытаются манипулировать своим телом во время секса, нарушая повеление Сущего на Небесах (1 Кор. 7: 3-5), где говорится, что жена не властна отказать мужу, ее тело во власти мужа. Только пост и молитва, а это более 200 дней в году, могут быть причиной уклонения от интимных ласк.
  • Еще мудрый Соломон писал в Притчах, что мудрая жена устрояет дом, а сварливая разрушает его.
  • Женщины должны украшать себя не только внешне, красота православной христианки в покорности, миролюбии, благоразумии и уважении к своему мужу.
  • Православная жена никогда не позволит себе «вынести сор из избы». Все вопросы, разногласия, даже раздоры решаются не криком и укорами, а молитвой и советами духовных наставников.

Красота христианки скрывается в ее сердце, наполненном милосердия, богобоязненности, открытом для помощи людям и служению Творцу.

Поклонение мамоне в виде золота и драгоценностей не сделают женщину красивее, а только наполнение Плодами Духа Святого преобразует хозяйку дома в царицу своего господина.

Умение отвечать кротостью на грубость, послушанием на требовательность — главные показатели истинной христианки.

Именно мать является примером послушания для детей, а отец — любящим господином. Зная силу христианской покорности, Бог оказывает женщинам особое благоволение, называя их святыми, царицами.

Всевышний Творец призывает женщин кориться мужьям не из-за страха, а по любви к Божьим заповедям. В наполненных Божьим ведением семьях царит смирение и верность, покорность и терпение, забота и любовь, которые являются залогом воспитания детей, как истинных христиан.

Самая большая ошибка нерадивой супруги, пусть достигшей высоких постов в политике, бизнесе, является унижение мужчины, особенно при детях или других людях.

Во время венчания супруги дают обет жить вместе и нести свою любовь в богатстве и бедности, здоровье и болезнях.

Умение радовать один за другого, поддерживать друг друга, обуздывать свой язык, особенно это касается представительниц слабого пола, сторицей воздастся через годы, когда поседеют виски.

Совет! Мудрая жена никогда не ляжет спать в гневе, Всевышний подарил христианам мощное орудие — молитву, которая способно погасить любой раздор в сердцах, если там живет Иисус.

Видео об отношениях между мужем и женой в православной семье

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/obyazannosti-muzha-i-zheny-v-pravoslavii.html

Церковный брак: таинство обряда венчания и особенности жизни в духовном союзе

Большинство людей продолжает соблюдать обычай религиозного бракосочетания. Вступление в церковный брак было обязательным в прошлом, а потом превратилось в традицию.

Сегодня христианская религия предлагает извлечь духовную пользу из венчанного союза. Для молодоженов супружеский союз, созданный в храме, должен стать поддержкой и способом сохранить верность супругу и духовным идеалам.

Что такое церковный брак?

Церковный брак — в христианской традиции союз мужчины и женщины с целью образования семьи.

Священнослужитель благословляет пару на совместную жизнь, если для этого нет никаких религиозных препятствий. Обряд проходит в церквях и называется венчанием.

Союз, благословленный в храме, как таинство признают не все христианские конфессии. У католиков и православных это таинство, у протестантов — нет.

В некоторых государствах церковный союз признается в качестве законного. Такой принцип применяется в Португалии и действует для католиков.

Цели духовного брака

Библия призывает жить в любви и уважении. Супруги должны оказывать друг другу взаимопомощь в приверженности христианской вере.

Они обязаны предоставлять взаимную безвозмездную помощь в повседневных делах. Муж и жена должны соблюдать верность и не иметь отношений вне брака.

Читайте также:  Как узнать, любит ли женатый мужчина свою любовницу?

Члены семьи должны поддерживать в себе такие качества:

  • терпение;
  • снисходительность;
  • жертвенность;
  • великодушие;
  • верность.

У мужа с женой должны быть приемлемые с точки зрения церкви половые отношения.

Именно богоугодная совместная жизнь и служение богу являются основными целями брака. Произведение потомства в семейных отношениях является одним из предназначений христианской семьи, но не главным.

Исторически сложилось, что рождение внебрачных детей подвергалось общественной критике, но в христианской части современного мира данное явление неактуально.

Церковные каноны и таинство брака в православии

Таинством в православии является придание духовности природным отношениям между представителями двух полов. Биологические отношения супругов должны превращаться во взаимное стремление к Богу и служение ему. Инициатива создания супружеского союза приветствуется православной церковью.

Брак, по своей сути, создается на всю жизнь. Его конечной целью, как и христианской жизни в целом, должно стать спасение души.

Заключение брака в церкви: как проходит обряд венчания?

В православной вере перед венчанием проводится обручение. Жених и невеста должны будут взять с подноса кольца и надеть его каждый себе. Перед этим нужно трижды передвигать кольца по подносу в направлении друг друга.

Это будет символизировать будущее взаимопонимание и гармонию. Жених с невестой в процессе венчания должны поцеловать образы своих венцов: мужчина образ Иисуса, а женщина — образ Богородицы.

Далее, во время священнослужения, венцы удерживаются над головами брачующихся. При первом венчании они будут класться на головы, при втором — на плечи, а во время третьего церковного бракосочетания венцов не будет. После этого пара пьет вино из чаши, символизируя разделение радости и горя.

Следом за этим пара, держащаяся правыми руками проводится священником вокруг аналоя. Находясь около царских ворот, они целуют образы. Теперь жених целует образ Богородицы, а невеста — Христа Спасителя. Заканчивается венчание целованием креста и передачей двух икон для молодоженов. Для них поют «Многая лета» и поздравляют.

Не будет считаться грехом венчание в церквях других христианских конфессий.

Канонические препятствия к венчанию

Церковь накладывает много ограничений на венчание. Главные причины отказа в создании брачного союза:

  1. кровное родство до четвертой степени. Троюродным нельзя вступать в церковный супружеский союз;
  2. принадлежность к другой вере (но не к другой конфессии);
  3. тяжкие грехи;
  4. тяжкие грехи в роду;
  5. совершение аборта женщиной или причастность к нему мужчины;
  6. неправильное расторжение предыдущего брачного союза обоими или одним из желающих вступить в брак. Таковым может считаться развод без религиозных причин или ложь ради выхода из церковного союза;
  7. родственность обоих к супругам, состоящим в уже существующем церковном браке (например, сестра одного супруга и брат другого);
  8. наличие трех церковных союз в прошлом;
  9. официальный брак или сожительство с посторонним человеком.

Нельзя бракосочетаться некрещеным. Сначала нужно пройти обряд крещения.

Одной из причин отказа может быть виновность в разводе. Это могла быть измена, после которой другой супруг воспользовался правом разорвать отношения.

Что считается изменой в православном мире?

Изменой является как сам половой акт, так и мысли о нем. Прелюбодеяние не отождествляется с любовью, а считается испытанием, соблазном, который подослали «злые силы».

Измена является одновременно предательством, ложью и вероломством. Измена с разрешения другого супруга тоже является прелюбодеянием. Нарушается клятва верности, данная в церкви.

Изменивший однажды должен молиться и каяться. Он может быть прощен богом. Это может произойти после исповеди.

Считается ли блудом невенчанный брак: мнение священников о гражданских союзах

Большинство священнослужителей выражает мнение о неприемлемости приравнивания гражданского (официального) брака к блуду. Гражданский союз не является тайным, а люди, состоящие в нем, открыто показывают свое отношение друг к другу.

Официальные представители церковных структур высказывались относительно позиции некоторых священников о том, что официальный брак это грех или о том, что такой союз должен быть разорван.

Это было приравнено к личной неправильной позиции священнослужителей. Жизнь в официальных отношениях с супругом, не желающим церковного брака или неверующим в бога, не только не является грехом, но и может быть воплощением миссии по спасению такого человека.

Не одобряется церковью совместная жизнь без регистрации. Сожительство, по ошибке именуемое некоторыми как «гражданский брак», считается блудом.

Развод и повторный брак в христианстве: можно ли еще раз венчаться?

Право расторгнуть церковный союз имеют овдовевшие, а также те, у кого есть приемлемые, исходя из христианской веры, причины для этого.

Супруг имеет право разорвать семейные узы за прелюбодеяния другого супруга, а также из-за смены веры последним. Неизлечимое бесплодие также может считаться приемлемой причиной. На это есть определенный срок — от трех до семи лет.

Если было принято решение, несмотря на бесплодие, остаться вместе, то поменять его уже нельзя. Супружеский союз должен быть разорван в принципе, если оказалось, что муж и жена находятся в кровном родстве. Люди, расторгнувшие брак по христианским канонам, имеют право опять воссоединиться в супружеском союзе.

Венчающиеся в третий раз или вместе с человеком, делающим это в третий раз, должны соблюдать посты и длительные молитвы. Нельзя обвенчаться с человеком, разорвавшим свои предыдущие отношения в разрез с христианскими догмами.

В русской православной церкви допускается второй и третий брак. Последний не считается торжественным и проводится в качестве снисхождения.

Признает ли церковь и религиозные люди однополые отношения?

Еще со времен Ветхого Завета, в иудаизме, предшествовавшем христианству, гомосексуализм считался смертным грехом, назывался «мужеложеством» и одним из видов «содомии».

Распространение христианства и других авраамических религий укрепляло запрет на однополые отношения. Современная христианская церковь не признает однополые союзы и не венчает такие пары.

Однако некоторые национальные церкви, например, шотландская, с недавних пор разрешили венчать гомосексуалистов. Католическая церковь считает греховными бракосочетание и половые отношения между представителями одного пола, но не гомосексуальную наклонность. Русская православная церковь запрещает однополые отношения.

Ветхий завет и Библия о семье и браке

В книге Бытия в Ветхом Завете брак обозначается как постоянный союз между двумя людьми — мужчиной и женщиной. В основе библейского толкования брака лежат принципы моногамии.

Институт семьи наделялся духовными качествами. Муж считался в семье главой и имел экономические, социальные и другие обязанности. Супруги объявлялись двумя частями одного целого.

За измену полагалась смертная казнь. Так наказывался и человек, который изменил, и тот, кто не будучи в браке, участвовал в измене, заставляя этим прелюбодействовать другого.

Высказывания Святых отцов о браке

Священнослужители высказываются о важности нравственности и целомудрия, духовном значении брака.

Он является альтернативой непорочности, а, несмотря на возможность вступить во второй брак, нужно пытаться сохранить первый. Взаимное прощение при этом будет одобряться.

Василий Великий говорил о потребности найти спутника жизни ради избежания блуда и распутных действий. Он указывал на необходимость искать красоту духовную, без наличия которой неприемлемо искать красоту телесную.

Создание семьи и брака — ответственный шаг, требующий знаний, опыта и больших усилий с обеих сторон. Соблюдение традиции церковного венчания помогает укрепить семейные отношения, которые в последние годы расторгаются в большом количестве.

Церковный союз в современной форме призван помочь сделать правильный выбор и быть примерным мужем или женой.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва , Санкт-Петербург или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/brak/tserkovnyiy.html

Как быть счастливым в браке и что такое христианская семья?

Брак – Это замысел Бога.

Давайте вместе поразмышляем, что такое супружеские отношения, и что же такое брак? Брак был задуман и создан  Богом.

В чем же разница между отношениями людей и Христианским браком, что значит Христианская семья? Что означает состоять в браке с Божьей точки зрения? Что говорит Библия об обязанностях и правах каждого члена семьи? Что должны делать супруги, чтобы поддерживать правильные Христианские отношения? Начнем с самого начала, с того с чего начал Бог — с создания брака.

Институт брака – это одно из первых Божьих установлений в человеческих отношениях. Это установление единственное, которое после грехопадения перешло к людям в неизменном виде. (Бытие 2:21-25) Бог задумал брак до грехопадения и, благословив супругов, предназначил им жизнь, наполненную и изобилующую радостью.

Если же это не так, то причина  не в самом установленном институте, а в том, что люди подходят к браку  легкомысленно и не исполняют установленных Богом условий, которые необходимы для радостной и наполненной семейной жизни. Правильные супружеские отношения очень важны для Бога.

Бог не раз сравнивает отношения между мужем и женой с отношениями между Церковью и Христом: «Потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос, возлюбил Церковь и предал Себя за нее…

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя». (Ефесянам 5:23-25,28) Церковь должна быть отображение семьи, а семья должна отображать Церковь.

Проверочный список до вступления в брак. 

Люди, вступая в брак, ожидают что-то получить от этого союза, поэтому очень часто руководствуются неправильными мотивами, такими как: физическое влечение, желание приобрести финансовую стабильность, свободу от родителей, уверенность в себе, получить признание других, физическую защиту, сексуальное удовлетворение и т.д. и т.п. Но рано или поздно ваш мотив всплывет на поверхность, а брак встанет под угрозу, поэтому проверьте еще раз, почему вы вступаете в брак.

С самого начала союз между двумя людьми должен строиться на правде, каждый должен быть искренним, открытым и честным до сочетания.

Не стесняйтесь задавать друг другу вопросы на любые темы: о бывших отношениях и дружбе, о духовных ценностях и вероисповедании, о физических связях и бывших интимных отношениях.

Искренность до свадьбы поможет предотвратить серьезные проблемы в браке и сохранить семью.

Никогда не спешите. Опыт показывает, что все молодые люди должны проверять свои романтические чувства временем и даже небольшой разлукой. Время – это основное, главное условие для тех, кто действительно желает узнать Божью волю. А короткая разлука, даст возможность чувствам, вырасти еще больше к вашей избраннице (избраннику) или же напротив направятся к кому-то другому.

Бог создал так, что много наших личных нужд и потребностей удовлетворяются именно в браке. Такие нужды как дружба, семья, одобрение и признание, интимная близость и многое другое человек может получить только в браке.

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Ефесянам 5:31). Бог создал супружество для счастья и радости, и так было задумано с самого начала.

Брак это не результат эволюции, и супружеские отношения не перешли к нам, как обычаи и традиции наших предков. И это не просто соглашение между двумя людьми, которое они с легкостью могут разрушить.

Брак имеет Божественное происхождение и является  творением Бога, которое Он благословил и предназначил для человека до конца его жизни: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Марка 10:9).  

Нет ничего более близкого и сокровенного на этой земле, чем отношения между мужем и женой. Господь обращает внимание на то, чтобы человек оставил своих родителей и прилепился к жене своей (Бытие 2:24). Оставить — совсем не означает, что человек должен пренебрегать своими родителями.

Это означает, что супружеские отношения и семейные обязательства должны быть теперь на первом месте. С того самого момента, когда мужчина и женщина предстали перед Богом и людьми с целью соединиться, они посвящают себя друг другу и брачные обязательства становиться их первейшим долгом.

К церемонии бракосочетания надо относиться серьезно. Это не просто традиция, выдуманная людьми, это святое таинство, которое должен совершать посвященный служитель (пастор церкви).

Жених и невеста не должны относиться к церемонии бракосочетания легкомысленно и несерьезно, они должны понимать, что, вступив в союз, они обретают  не только спутника до конца жизни, но и приобретают обязанности и ответственность по отношению к нему на всю жизнь.

Так задумал Бог с самого начала еще в Едемском саду, до грехопадения: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». А число «один» — это единственное число, которое не делится.

Одно из знаменитых высказываний Августина, гласит: « Если бы Бог хотел чтобы женщина правила мужчиной,  то Он создал бы ее из головы Адама. Если бы Он хотел сделать ее рабыней, то Он создал бы её из ноги Адама. Но Бог создал женщину, взяв ребро Адама, потому что Он хотел создать для него помощницу соответственную ему».

Ответственность. 

Брак – это союз, который может разрушить только смерть. Церемония бракосочетания заключается в том, что люди заключают завет и дают торжественные обещания друг другу “любить, уважать и заботиться друг о друге, пока смерть не разлучит их”.

Не зависимо оттого, что может произойти в будущем мужчина и женщина обещают не покидать друг друга “ в здоровье и болезни, в богатстве и бедности, в радости и в скорби”. Они дают свои обещания перед людьми и Богом, подтверждая таким образом, что только смерть может аннулировать их завет.

Жених и невеста не должны относиться к этой церемонии поверхностно и легкомысленно, они должны понимать все произносимые слова, их значение и важность, а также всю серьезность обещаний.

Что же ожидать новобрачным от  совместной жизни, теперь, когда они знают, что брак создан Богом для радости и счастья? Что они должны чувствовать в своих сердцах? Как они должны поддерживать эти отношения, чтобы сохранить их? Будет ли между ними понимание или будут конфликты? Давайте рассмотрим некоторые из этих вопросов.

Читайте также:  Почему мы расстаемся и нужно ли возвращать любимого человека

Взаимопонимание и приспосабливание.

Каждый человек знает, что первое время у людей только что вступивших в брак будут столкновения и притирания. Все мы абсолютно разные по характеру, мы выросли в разных семьях, получили разное воспитание, у всех у нас свои привычки и привязанности.

И супругам предстоит многому научиться, ко многому приспособиться, многое понять и сделать сотню открытий. Они впервые сталкиваются с тем, что существует большая разница между мужчиной и женщиной, в мышлении и отношении к вещам.

Например то, что может быть очень важным для женщины, может ни чего не значить для мужчины. И наоборот важные вещи для мужчины не имеют особого значения для женщины. Они начинают понимать, что их привычки, вкусы и желания совсем не похожи, а даже наоборот очень различаются.

Слава Богу, что Он создал нас такими разными и не похожими. Если бы мы все были одинаковыми, то нам не надо было бы дополнять друг друга, и такой брак быстро наскучил бы нам.

Для того чтобы пройти период привыкания с “наименьшими потерями”, старайтесь чаще использовать такие выражения как: “Прости меня, пожалуйста”, “Я был(а) неправ(а)”, ‘Я тебя люблю”.

Также хорошо было бы заучить наизусть стихи из Библии: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иакова 1:19). Сталкиваясь с различными трудностями и проблемами люди, начинают думать, что они совершили ошибку и спешат исправить ситуацию разводом.

Легко забывая, то время до свадьбы, когда они были влюблены, и так чудесно проводили время вместе. Но прошу вас, пожалуйста, поймите, супружество требует времени, чтобы понять, друг друга,  привыкнуть к новым обстоятельствам, и научится жить в новой для вас среде.

И не забывайте, что брак – это созданный Богом институт, который соединяет две, совершенно разные жизни, в одну семью. И постепенно день за днем ваши отношения будут укрепляться,  вы научитесь понимать и дополнять друг друга во всем, так как надо.

Представьте себе картину, когда два ручейка соединяются в одну маленькую речку. Один ручей быстрый и мутный, а другой спокойный с чистой, прозрачной водой. В том месте, где ручейки соединяются, еще видны резкие границы между двумя потоками.

И хотя они текут уже вместе, грязная вода сильно отличается от чистой струи. Но спуститесь немного ниже по новообразовавшейся речке и вы увидите, что разница стала совсем незаметной и теперь вы не увидите два разных  ручейка, а только один общий поток.

То же самое происходит и в браке при слиянии двух жизней. Через какое-то время, пройдя все испытания, брак мало-помалу станет крепким, спокойным и сильным “речным” потоком, на пути которого не страшны будут уже ни какие препятствия и проблемы.

Каждый будет победителем над собственными недостатками, прославляя Господа Иисуса Христа в совместном союзе, который будет покоиться на мирных и спокойных волнах жизни.

Помните, сатана  ждет любого момента, чтобы разрушить ваш союз. И, как правило, он атакует именно во время очередного крушения, разочарования и непонимания. Верующие супруги должны договориться, никогда не обсуждать, даже не упоминать о разводе. Развод это не выход.

Это обман сатаны, который хочет, чтобы вы думали так, будто развод решит все проблемы. Если вы следовали воле Божьей, и Он соединил вас в союз, то Бог не оставит, но проведет и поможет вам во всех жизненных обстоятельствах. Все что нужно это чуточку терпения и мудрости.

Если каждый будет терпеливым и внимательным, то очень скоро вы привыкните и приспособитесь друг к другу, научитесь понимать и наслаждаться удивительными отношениями в вашем браке.

Спустя какое-то время и оглядываясь назад на вашу  совместную жизнь, вы будете рады, что, пройдя все испытания, вы сохранили ваши отношения и стали еще ближе и роднее. Тогда вы обнаружите, что нет ничего прекраснее брака, центром которого является воля Бога.

Обязательства.

Построить правильные отношения в браке не так просто. Нужно фокусироваться на том, что в вашей семейной жизни будет больше трудовых, будничных дней, чем беззаботных счастливых выходных.

Никто не станет спрашивать мать, ухаживающею за своим больным ребенком довольна ли она своим положением, счастлива ли она? Все понимают, что для нее это обязательство, она просто должна это делать. Выполняя свои не легкие обязательства, она чувствует себя счастливой.

Так и супружество — это посвященность, это обязательства, которые просто надо исполнять. Еще не было ни одного брака, который с самого начала был  бы обречен на успех или на провал.

Перед тем как собирать урожай, его надо посеять. Человек, который не трудится над своим браком, не молится о нем, и не жертвует собой, ни когда не сможет собрать “урожай”, и быть счастливым. Не стоит пренебрегать моральными законами, заложенными Богом, они работают точно так же как физические или химические.

Поэтому помните прежде того, чтобы что-то получить, нужно вкладывать, трудиться и прилагать усилия. Не ставьте цель только получать и удовлетворять свои потребности. Вы не приобретете счастье таким способом.

Счастье — это результат того, что вы послушны Богу и исполняете Его волю, так как написано в Писании: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Все делайте без ропота и сомнения» (Филипийцам 2:13-14). 

Если вы будете искать в браке только своего, и ждать счастья – то оно ни когда не придет к вам. Если же мужчина и женщина будут терпеливы, будут  прощать, жертвовать, стремиться понимать друг друга, посвящать себя семье, чего бы это не стоило, вот тогда-то счастье само найдет их.

Помните, супружество похоже на треугольник. Нижние два угла – это вы и ваш супруг(а), а верхний угол — это Бог.

И когда вы становитесь ближе к Богу, тогда автоматически вы становитесь  ближе друг к другу.

Также, если вы будете стремиться и становиться ближе друг к другу, то автоматически вы будете ближе к Богу, и найдете радость, радость от Господа , которая будет подкрепление для вас. (Неемии 8:10).

Вежливость и учтивость.

Все женатые люди помнят то время до свадьбы, когда они не хотели расставаться, ждали с нетерпением встречи, заботились друг о друге и делали все возможное, чтобы понравится и быть приятным для своего избранника (избранницы).

И как часто после свадьбы уже ставшие мужем и женой они забывают те маленькие радости, слова и поступки, которые делали их отношения романтичными и приятными. Все реже слышны слова: “Я тебя люблю”, “Я благодарен Богу за тебя”, “Ты самый лучший” и т.д., все чаще они забывают о любезности и учтивости в обращении.

И такое отношение наблюдается не только со стороны мужа, но также и со стороны жены. Дело в том, что слова любви, благодарности и восхищения по-прежнему необходимы, чтобы иметь успех, как  до брака, так и в браке.

Поэтому поставьте для себя цель, непременно сохранить учтивое и вежливое обращение друг к другу, а также не забывайте пользоваться вежливыми словами и учтивыми манерами в отношениях друг с другом после свадьбы.

В наших сердцах заложено много любви, но этот потенциал не на столько велик, чтобы постоянно выдерживать жизнь, наполненную плохим и грубым обращением. Особенно чувствительны к пренебрежению домашние близкие.

И как любое крепкое и сильное растение нуждается в дождике и солнечных лучах, так же и самый крепкий и преданный человек нуждается в чутком и учтивом отношении. На самом деле, ни кто так сильно не желает нежности, близости, заботы и внимания как родные люди.

Многие браки потерпели крушение именно из-за потери вежливости и учтивости в отношениях.

Общность интересов.

Даже если супруги любят друг друга, они могут очень легко потерять то единство и общность, которая была у них раньше. Обычно до свадьбы влюбленные делают все возможное, чтобы лучше узнать об увлечениях и интересах своего избранника (избранницы), проводят много времени вместе, участвуя и интересуясь жизнью другого.

После свадьбы все меняется, муж постоянно находится в офисе, он увлечен карьерой, и с головой погружен в работу. У жены свои домашние дела и проблемы, дети, и всевозможные общественные встречи и собрания. Так незаметно для себя самих они становятся далеки друг от друга, их интересы и взгляды расходятся.

Они уже меньше понимают своего партнера, появляются недоразумения и разногласия, которые приводят к ссорам и обидам.

Однако, заранее предусмотрев, всего этого можно избежать. Я был знаком с одной семьей в которой, муж был очень выдающимся профессионалом в своем деле, также и его жена не в чем не отставала от него. Они были чрезвычайно заняты каждый своей работой. Но они не позволяли, чтобы работа и карьера, развела их в разные стороны. Каждый вечер они читали вместе.

Делились своими заботами, переживаниями, надеждами и радостями. Они молились вместе и поклонялись Богу вместе. С годами их брак становился только крепче и прочнее, а их любовь сильнее и преданнее. Глуп тот мужчина, который не ставит превыше всего заботу о своей жене и ее нуждах.

Если его не волнуют интересы жены — это не признак ума и мудрости, но глупости и безумия т. к. он не заботится о своем бесценном сокровище, которое Бог дал ему. Брак — это не значит найти правильного человека, это значит быть правильным человеком. Чтобы быть правильным человеком, необходимо иметь правильные отношения с Иисусом Христом.

Тогда вы будете иметь правильные отношения друг с другом. Почитайте, пожалуйста, 1 Послание Коринфянам 13 главу.

Как избежать непонимания.

В браке не должно быть места таким мыслям как, кто первый должен делать шаг на встречу, или чья это обязанность, первым просить прощения. Настоящая любовь ни когда не раздумывает над этим.

Если обидные и гневные слова были сказаны, то вам нужно обратиться к Божьей мудрости и применить советы написанные в Послании к ефесянам 4:26 «Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем». То есть не ложитесь спать до тех пор, пока между вами будет полное примирение и прощение. Простая фраза «прости меня» принесет не только мир в сердце, но и спокойный крепкий сон.

Для того, кто действительно любит — это огромная радость простить первым. В супружеской жизни нет места гордости. Вы не позволяли себе этого до вступления в брак, так не позволяйте этого и сейчас.

Иисус Христос в вашем доме.

Если в ваших ежедневных семейных общениях и беседах нет Иисуса Христа и Слова Божьего, то это просто смертельная ошибка. У  Иисуса никогда не было собственного дома, но Он проводил много времени в различных домах. Его присутствие в вашем доме жизненно необходимо.

Он любит вашу семью и хочет быть желанным гостем в вашем доме в любое время. Никогда не создавайте ситуацию в доме или в отношениях, при которых вам не удобно было бы пригласить Иисуса к себе в гости. Никакой настоящей и глубогой любви не может быть в вашей семье без Христа.

Между мужчиной и женщиной могут существовать определенные соглашения, они даже могут, как будто бы жить в мире и согласии, однако нет ничего истинно прочного и надежного в этом мире без Христа — Сына Божьего. Сердце дома – это жена, глава дома – муж, глава каждого мужа – Христос, глава Христа – Бог.

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава Бог».(1 Коринфянам 11:3)

Источник: https://www.imbf.org/semyam/kak-byt-schastlivym-hristianskaja-semja.html

Брак и семья в свете христианского учения — Социосфера — 2010. № 3

Ни одна мировая религия не отводит семье столь важного места в системе вероучения, как христианство, которое в полной мере можно определить как «религию семьи». Священное Писание открывается созданием мужчины и женщины по образу и подобию Божию и заканчивается видением «брака Агнца»(Откр. 19:7,9).

Брачный союз, посредством которого мужчина и женщина устанавливают между собой внутреннюю общность жизни и любви, основан Творцом, Который снабдил его собственными законами. Самой природой своей он направлен на благо супругов, как и на рождение и воспитание детей.

Этот союз крещёных возведён Господом Иисусом Христом в достоинство таинства.

Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям (ср. Быт. 1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.

Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом, тем не менее, осуждает «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1Тим. 4:2−3). 51-е Апостольское правило гласит:«Если кто… удаляется от брака…

не ради подвига воздержания, но по причине гнушения… – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви» [1, с. 3].

Читайте также:  Как пережить измену любимого человека и восстановить доверие?

Его развивают 1-е, 9-еи 10-е правила Гангрского собора:«Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою.

Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою» [1, с. 145−146].

Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви.

Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову Иоанна Златоуста,«таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе [2, с. 98].

Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака.

М. Джеймс [3] в рамках христианской традиции выделяет три основные точки зрения на брак.

Первая из них говорит о том, что брак – это дар Божий, а его цель – деторождение, при этом создание большой семьи – священная обязанность супругов.

Наиболее ярко данная точка зрения представлена в трудах Иоанна Златоуста. Вторая точка зрения (самым ярким её выразителем был Августин Аврелий) сводится к тому, что брак

– это необходимое зло, что лучше не вступать в брак, а к нему следует прибегать, чтобы не сгорать от любовной страсти. И, наконец, третья точка зрения сводилась к тому, чтобы полностью уклоняться от брака в пользу девственности и целомудрия (этих взглядов придерживались Ориген и Иероним).

Также следует подчеркнуть, что в истории человечества именно христианство уравняло мужчину и женщину перед лицом Бога, тем самым сделав последнюю полноправным членом Церкви. Таким образом, именно христианству удалось обеспечить победу принципа «семейной» организации общества над родовой его организацией.

Православное учение о браке находит своё отражение в различных документах. Одним из основных являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ)» [4].

Одним из первых в главе, посвящённой вопросам личной, семейной и общественной нравственности, поднимается вопрос о соотношении церковных и светских браков.

Священный Синод РПЦ с сожалением отметил, что некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом.

В принятом Синодом определении указано:«Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака.

В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключённые между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве.

Исходя из соображений пастырской икономии, РПЦ как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака.

Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям. Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние.

Священнослужители призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.

В 1918 году Поместный Собор РПЦ в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освящённого Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию (наступившую до брака или вследствие намеренного самокалечения), заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединённому с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Церковь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу.

Лицам, первый брак которых был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности.

Именно в семье как в школе благочестия формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом.

Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

В условиях духовного кризиса человеческого общества средства массовой информации и произведения так называемой массовой культуры нередко становятся орудиями нравственного растления, воспевая и превознося половую разнузданность, всевозможные половые извращения, другие греховные страсти.

Порнография, представляющая собой эксплуатацию полового влечения в коммерческих, политических или идеологических целях, способствует подавлению духовного и нравственного начала, низводя тем самым человека до уровня животного, руководствующегося лишь инстинктом.

Церковь призывает верующих в сотрудничестве со всеми нравственно здоровыми силами бороться с распространением этого дьявольского соблазна, который, способствуя разрушению семьи, подрывает основы общества.

Католическое учение о браке во многом соотносится с православным, имея свои особенности. Брак для супругов – это путь спасения, школа личного совершенствования и взаимного освящения.

Преданность и верность супругов является образом освящающей преданности Христа в отношении Его Церкви и ради Его Церкви.

Католическая Церковь настаивает на величии и важности супружеской любви и взывает, в связи с проблемой плодовитости и регулирования рождаемости, к уважению жизни, к чувству сознательной ответственности, которое должно вдохновлять супругов.

Нормы католического учения о браке находят своё изложение как в душпастырских и соборных документах, так и в Кодексе Канонического Права (последняя редакция была в 1983 г.). Наиболее существенным моментом выступает положение о нерасторжимости католического церковного брака, на которое мы и обратим основное внимание.

В позиции № 67 «Силлабуса» Пий XI (1939) осудил учение о расторжимости брака как согласное моральности естественного закона. Таинство супружества есть образ и исполнение нерасторжимого единения Христа с Его Церковью.

Утверждения, что договор, соединяющий навсегда, невозможен, так как человек не в состоянии знать, будет ли он и в дальнейшем хотеть того, чего хочет сегодня, являются ложными, так как объясняют человеческую жизнь как серию независимых и не связанных пунктов. Это также равнозначно отказу от свободы.

Свобода − это способность выбора чего-либо, это также и способность выбора одного из своих собственных свободных действий, принятия их на постоянной основе. Поэтому католическое учение о нерасторжимости есть великое торжество свободы, более того, свобода эта касается каждого.

Это значит, что каждая попытка изменения этого учения является одновременно уменьшением человеческого достоинства.

Применение нерасторжимости супружества, тесно связанного с моногамией. Даже если оставить в примечании вопрос сакраментальности и Божественного права, существенная причина нерасторжимости брака глубоко духовна.

Супружество − это абсолютный дар себя, который один человек даёт другому, через который два человека разных полов соединяются так целостно, насколько это возможно согласно закону разума.

Это единение обусловливает любовь, которую все люди в себе развивают взаимно, присоединяя к этому естественное влечение между женщиной и мужчиной, вершиной которого выступает дар родительства.

Таким образом, во-первых, нерасторжимость есть последствие моногамии как результата целостности взаимного дара двух человек. Эта абсолютность является выражением полноты любви Божией.

Во-вторых, как развод является подчинением страстям, причиной которых является деградация человеческой природы, так запрещение Церковью разводов указывает на её Божественный характер и её приверженность к истине.

Принцип абсолютной нерасторжимости брака связан с тремя предпосылками: крещением обоих супругов, действительным заключением брака и его завершением. Если хотя бы одна из этих предпосылок нарушена, то брак может быть расторгнут. Имеется две формы расторжения брака: провозглашение несостоятельности и расторжение брачных уз.

Первая форма по своей природе не является собственно расторжением, но констатацией того факта, что эти узы никогда не были действительным образом установлены, а значит и брак в действительности не существовал.

Вторая форма, напротив, представляет собой подлинный разрыв действительным образом установленных брачных уз, однако совершаемый прежде, чем они по каким бы то ни было причинам примут характер абсолютной и полной нерасторжимости.

В обоих случаях это долгий процесс со всеми атрибутами суда (сбор доказательств, опрос свидетелей, проведение экспертиз и т. п.). Причём во втором случае, окончательное принятие решения находится исключительно в полномочиях Ватикана [5, с. 258−286].

Православие и католичество во многом определили социально-культурное развитие тех народов, которые приняли ту или иную ветвь христианства. Известный российский психолог В. Н.

Дружинин (2001), проведя анализ вероучительных текстов, произведений искусства, а также исторического развития мировосприятия христиан, в своей работе «Психология семьи» [6, с.

63−68, 73−76] представляет две модели семьи, сложившиеся в рамках православной и католической культуры.

Христианство предлагает понимание божественной семьи (Бог-Отец, Бог-Сын и Дева Мария) и Святого семейства (Иосиф-Обручник, Иисус и Дева Мария).

Православие делает выбор в пользу божественной семьи. Доминирует в триаде Бог Отец: он высится над Сыном и Богородицей и не виден в своей небесной резиденции.

Возникает ощущение его незримого присутствия в мире, но нет его конкретного облика. Мать и дитя предоставлены сами себе, но периодически ощущают незримую и грозную власть Отца.

Сын психологически ближе к матери, чем к отцу, и мать также ближе к сыну, чем к отцу.

Большая психологическая эмоциональная близость Марии к Сыну воплощается в доминировании одной из двух её ипостасей − жены и матери. Женщина в доме выступает в качестве жены и в качестве матери.

В идеальном образе христианской женщины две ипостаси: Дева Мария, которая является «супругой»(избранницей) Бога Отца, и Богородица − мать Иисуса Христа. В православном вероисповедании доминирует роль Богородицы над ролью жены и, соответственно, материнское отношение над отношением полов.

Не случайно в православной культуре нет акцентуации эротических отношений между супругами: они не отрицаются, а как бы признаются малозначительными. И для Матери Бог Отец является не партнёром, а именно отцом её ребенка.

От грозного Бога Отца людям ничего хорошего ждать не приходится, но Богоматерь с младенцем Христом на руках может вымолить у Всемогущего прощение и заступиться за своих детей, уберечь их от гнева Господня.

Отчуждение Иисуса Христа от Бога Отца в православной традиции проявляется в неоформленности самого облика Иисуса: на иконах он либо младенец на руках у Марии, либо Спас («Ярое око», «Нерукотворный», «Спас в силах»), по сути, в образе не Спасителя, но Отца-Вседержителя, грозного и повелевающего.

Модель идеальной католической семьи склоняется к системе отношений внутри Святого семейства. Скромный плотник Иосиф, обручённый с Девой Марией, несёт ответственность за семью, но отнюдь не доминирует в ней. Доминирует сын Иисус Христос.

В образе Иосифа воплощено христианское отношение к ребёнку: не как к своей собственности, а как к богоданному существу. Интересную мысль по этому поводу высказывает польский теолог о. Анджей Белат. Он полагает, что Иосиф является иконой Отца.

Отличие иконы от образа состоит в том, что икона определяет настоящее лицо человека, ибо показывает его становление, которое должно стать целью всей человеческой жизни. Иосиф реализует мужскую любовь к ребёнку, которая является более твёрдой и последовательной, теплой и сердечной, чем природная и непоследовательная любовь матери.

Ребёнок дан Богом Иосифу на хранение, это дар Божий, посему у Обручника нет права распоряжаться его душой, телом и судьбой, он обязан создать предпосылки выполнения ребёнком миссии земной жизни, обеспечить ему душевный комфорт. Именно поэтому Иосиф спокоен и немногословен: покой отца обеспечивает спокойствие ребёнка.

Но всё же подлинный отец − Бог, и хотя не надо бояться Бога,«поскольку Он Царь и Отец этого мира», разделение образа Отца на земного и небесного ведёт к важным психологическим следствиям. Одно из них: разделение образов идеального отца и отца реального в психике ребёнка и отсутствие идентификации с отцомвоспитателем.

Согласно психологическим исследованиям, это ведёт к повышенному уровню притязаний и является условием развития креативности, но чревато и невротическими нарушениями. Подобная модель является классическим вариантом детоцентрической семьи. На шкале ответственности за семью члены её располагаются в следующем порядке: Иосиф, Мария, Иисус (отец, мать, сын).

На шкале доминирования последовательность противоположная: Иисус, Мария, Иосиф. Психологически Мария ближе к Сыну, а Сын к матери, чем оба к отцу. Иосиф Обручник покорно выполняет своё земное предназначение. Ребёнок, рожденный Марией, сыграл свою великую роль, что не скажешь о большинстве детей, воспитанных в детоцентрических семьях.

Таким образом, учению о браке и семье уделяется большое внимание в богословии христианских конфессий.

При этом оно настолько интегрировалось в повседневную жизнь людей, что привело к складыванию определённых моделей взаимодействия между членами семьи в среде различных народов.

И сегодня православие и католичество отвечают на актуальные вызовы времени, защищая институт традиционной семьи, сохраняя традиционные ценности европейского общества.

Источник: http://PsyJournals.ru/sociosphera/2010/n3/35491_full.shtml

Ссылка на основную публикацию