Типы взаимоотношений в семье

Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания.

Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.

Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.

Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.

В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома.

Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте.

Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».

При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.

Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Источник: http://psifak.com/psixologiya-semi/tipy-semejnyx-vzaimootnoshenij/

Типы семейных отношений

Лев Толстой считал, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Не оспаривая мнение великого писателя, давайте попробуем разобраться, какие типы семейных отношений вообще существуют и какие из них можно назвать гармоничными.

Ведь именно гармония между супругами, детьми и другими членами семьи – это путь к семейному счастью.

Если окинуть взглядом недавнее прошлое и настоящее, то можно увидеть, что сегодня в нашей стране на семейном поприще мирно сосуществуют 3 исторически сложившихся типа семейных отношений.

Традиционная семья

Она строится по принципам Домостроя: муж – глава семьи, жена – хозяйка дома. Главная обязанность мужчины в традиционной семье – создать материальную базу для безбедного семейного существования.

Женщина в традиционной семье, как правило, не работает, а если работает, то не в ущерб семье, потому что главная ее задача – обеспечить уют и чистоту в доме, заботиться о муже и детях, вести домашнее хозяйство. Нередко традиционная семья состоит из нескольких поколений: молодых супругов, родителей, а иногда еще и бабушек-дедушек.

Хотя сейчас чаще молодые супруги, оставаясь в рамках традиционной семьи, стремятся жить отдельно. Что, однако, не умаляет авторитета старших и не мешает молодым придерживаться домостроевских принципов.

Классическая советская семья

В современной социологии такую семью нередко называют эксплуататорской. Оба супруга в такой семье работают и вносят примерно одинаковый вклад в материальное обеспечение, но домашние обязанности лежат в основном на плечах женщины.

Муж иногда «помогает по хозяйству», но ответственность за чистоту и уют, приготовление пищи и даже воспитание детей несет жена. В советской семье на одной территории также может проживать несколько поколений, но авторитет старшего поколения в ней не такой непререкаемый, как в традиционной.

И позиция главы семьи не всегда занята мужчиной.

Эгалитарная семья

Этот тип семейных отношений основан на принципах равенства между супругами. Мужчина и женщина равно задействованы в общественных отношениях, каждый вносит свой вклад в обеспечение материального благополучия.

В такой семье нет априори «мужских» и «женских» домашних обязанностей, их распределение обсуждается и может меняться в зависимости от личных склонностей и жизненных обстоятельств.

Такая «универсальность» позволяет семье быть гибкой, сохранять стабильность в меняющихся условиях, а супругам – испытывать друг к другу уважение и не терять эмоциональной близости с течением лет.

Если говорить о гармоничности отношений, то в современных условиях больше шансов прийти к семейному счастью у супругов, придерживающихся принципа равенства.

Традиционные семьи также могут быть вполне счастливыми, хотя им придется выдерживать натиск времени – в современном мире не существует безусловных авторитетов, и основа семейных отношения сейчас другая, чем 100 или 200 лет назад, как бы этому не сопротивлялись сторонники Домостроя.

Наименее гармоничны из рассмотренных типов классические советские семьи, поскольку эксплуатация одного из супругов не может сделать счастливым другого. Не стоит путать удобство и счастье. А семья, где оба супруга несчастны, вряд ли вырастит счаст­ливых детей.

С точки зрения психологии

Психологи, вслед за Львом Толстым, мало говорят о счастливых семьях, сосредоточив свое внимание на дисгар­моничных супружеских отношениях.

Гармоничной семьей принято считать семью, где существуют условия для творческого развития и личностного роста каждого из ее членов, семью, которая не замыкается в себе, а открыта для контактов с со­циумом, принимает активное участие в социальной жизни как цельная структура («всей семьей – на лыжные гонки») и как отдельные личности («наша бабушка – старшая по подъезду»). В гармоничной семье растут уверенные в себе дети, поскольку родительская любовь сочетается с требовательностью (по выполнению четко определенных правил поведения). Одним словом, гармоничная семья – это идеал, к которому все мы должны стремиться. Но гораздо интереснее и разнообразнее с позиции психологии рассматривать дисгар­моничные типы семей. Вот лишь некоторые из них.

Читайте также:  Советы как быстро вернуть мужа в семью

Тишь да гладь

Со стороны может показаться, что отношения в такой семье близки к идеальным – в ней все проходит так спокойно и мирно. Но…

Муж и жена почти не разговаривают друг с другом, не спорят, не делятся впечатлениями… Домашние обязанности стараются выполнять педантично – чтобы не было претензий.

Если внимательно присмотреться, то можно увидеть за фасадом внешнего благополучия длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Постоянное сдерживание эмоций (даже из самых благих побуждений) пагубно сказывается на здоровье семьи и каждого из ее членов.

Ребенок в семье, где за видимой благожелательностью скрываются непримиримые противоречия и взаим­но негативные чувства, растет в постоянном напряжении. Он чувствует опасность, но не понимает, где ее источник. Ощущение беспомощности, страх и тревога становятся его постоянными спутниками.

Как на вулкане

В этой семье супруги постоянно выяс­няют отношения. Они ссорятся, скандалят, даже расходятся, чтобы потом вновь сойтись с искренним намерением любить друг друга без оглядки и до конца своих дней. Намерения-то искренни, но вот любить без оглядки после частых ссор не у всех получается.

Тот, кто во время ссоры перегнул палку, испытывает стыд, чувствует себя виноватым даже после примирения. И внутренне ожидает осуждения или таких же негативных слов и поступков со стороны супруга.

Все это накапливается и способствует росту напряжения в семье, которое, как правило, выливается в новую ссору.

Ребенок в такой семье в буквальном смысле живет как на вулкане. Он испытывает значительные эмоциональные перегрузки и нередко подсознательно винит себя в ссорах родителей.

Это плохо сказывается на его отношениях со сверстниками и взрослыми (воспитателями, учителями) – испытывая постоянное чувство вины, такой ребенок прояв­ляет мазохистские наклонности, неред­ко становится жертвой несправедливости, «мальчиком/девочкой для битья», объектом агрессии окружающих.

Весь мир театр

Эта семья представляет собой театр, где разыгрываются сцены счастливой семейной жизни: «Любящая мама и ее малыш», «Чуткая жена заботится об уставшем муже», «Внима­тельный муж делает сюрприз жене», «Дружная семья идет в гости» и т.д.

Все это выражается ярко, эмоционально, при этом совсем не важно, что на самом деле думают и чувствуют члены семейной труппы.

Как правило, в таких семьях один из супругов или сразу оба испытывают острую и неудов­летворенную потребность в признании, нуждаются в постоянном внимании, ждут поощрения.

Увы, дети в таких семьях, как правило, продолжают путь родителей, ведь демонстрируемые посторонним любовь и внимание к детям – наигранны, на самом деле родителям не до них.

Нередко живое общение с ребенком, интерес к его жизни родители заменяют материальными благами: множество «крутых» игрушек, специальные «обучающие и развивающие» гаджеты и программы, занятия во всевозможных кружках, лицеях и супершколах, с воспитателями и репетиторами – все это призвано замаскировать и «компен­сировать» ребенку отсутствие личного родительского участия в развитии и воспитании ребенка. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности. Ребенок растет потребителем, а вырастая нередко продолжает играть – но уже в своем «семейном театре», делая несчастными и своих детей.

Если вы обнаружили, что ваши семейные отношения чем-то похожи на описанные здесь, пока не поздно, начните их менять.

Не стесняйтесь обращаться к психологам – неразрешимых проблем нет, но найти правильное решение самостоятельно удается не всем парам, необходим объективный взгляд со стороны.

Перефразируя известное выражение, можно сказать – семьи счастливыми не рождаются, они такими становятся, если каждый член семьи искренне стремится к любви и взаимопониманию с другими. И готов ради этого работать над собой.

Счастья вам и гармонии в семейной жизни!

Источник: https://szmedia.ru/archive/Tipy-semeinyh-otnoshenii.html

Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система  воспитания.

Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более  или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их возникновения: диктат, опека, «невмешательство»  и сотрудничество1.

Диктат  в семье проявляется в систематическом  поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства  у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять  требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать  педагогически и нравственно  оправданные решения.

Однако те из них, которые предпочитают всем видам  воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который  отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной  ненавистью.

Но даже если сопротивление  оказывается сломленным, вместе с  ним оказываются сломленными  и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в  себя и в свои возможности.

Безоглядная  авторитарность родителей, игнорирование  интересов и мнений ребенка, систематическое  лишение его права голоса при  решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в  семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая  своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В  центре воспитательных воздействий  оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей.

Родители, по сути, блокируют процесс серьезной  подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного  дома. Именно эти дети оказываются  более неприспособленными к жизни  в коллективе.

По данным психологических  наблюдений именно эта категория  именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым  казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека  – заботу, ограждение от трудностей.

Однако  результат во многом совпадает: у  детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе  отстранены от решения вопросов, лично  их касающихся, а тем более общих  проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности  и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может  порождаться тактикой «невмешательства».

При этом предполагается, что могут  сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует  переходить намеченную таким образом  линию.

Чаще всего в основе этого  типа взаимоотношений лежит пассивность  родителей как воспитателей.

Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Именно в  этой ситуации преодолевается эгоистический  индивидуализм ребенка.

Семья, где  ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля  семейного воспитания: – демократический – авторитарный – попустительский2.

При демократическом  стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

Читайте также:  Стоит ли сохранять рушащийся брак ради детей?

При попустительском  стиле ребенок предоставляется  сам себе.

Младший школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания3.

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий  воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой.

Это происходит в  семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним  завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям  родителей.

(Не говорите ребенку, что  он некрасив, от этого возникают  комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность  также может проявляться с  завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто  хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает  к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное  представление – здесь нужна  гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала  при нем. Редко дарятся подарки  за поступки. Не используются крайние  жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью.

Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная  успеваемость является важным критерием  оценки ребенка как личности со стороны  взрослых и сверстников. Отношение  к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями.

У ребенка  на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят  его родителей – поддержание  престижа (дома задаются вопросы: «А кто  еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

В самосознании маленького школьника  смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально.

Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально». Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети  с низким уровнем притязаний и  низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем.

Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения4. Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность.

Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения.

Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с  ней низкой самооценки снижаются  учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к  ряду других особенностей – желанию  бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и  шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью  учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что  усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные  личностные особенности ребенка  отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию  окружающих, а эта отрицательная  реакция в свою очередь, усиливает  сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив  установки и оценки родителей.

Близкие  взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая  его за отдельные недочеты, снижают  уровень его тревожности и  этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй  вариант – демонстративность  – особенность личности, связанной  с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье  заброшенными, «недолюбленными».

Но бывает, что ребенку оказывается достаточное  внимание, а оно его не удовлетворяет  в силу гипертрофированной потребности  в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются  не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми.

Такой ребенок  будет добиваться внимания, даже нарушая  правила поведения. («Лучше пусть  ругают, чем не замечают»).

Задача  взрослых – обходиться без нотаций  и назиданий, как можно менее  эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно  труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если  для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение  взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий  вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда  у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют  сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут  благодаря своей тревожности.

Они  мало заметны, опасаются вызвать  неодобрение своим поведением, стремятся  к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность  во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные  контакты.

При поощрении взрослыми  активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция  их развития.

Многие  родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного  возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для  кого-то становится настоящей катастрофой.

Еще недавно послушный и спокойный  ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это  нередко вызывает непродуманную  отрицательную реакцию родителей, учителей.

Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка  своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И  это самое страшное – ломает растущего  человека, делая его неискренним  приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я».

У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниями  первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание  со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут  изломать всю дальнейшую судьбу девушки.

Родители  всегда должны помнить, что их девочка  – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается  ее рост, меняется фигура, появляются вторичные  половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость и самостоятельность.

Подростковая  самостоятельность выражается, в  основном, в стремлении к эмансипации  от взрослых, освобождение от их опеки, контроля.

Нуждаясь в родителях, в  их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание  быть самостоятельными, равными с  ними в правах.

То, как сложатся отношения  в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в  семье, и возможностей родителей  перестроиться – принять чувство  взрослости своего ребенка.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным5. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.

И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Основные  сложности в общении, конфликты  возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой, его выбором  друзей и т.д.

крайние, самые неблагоприятные  для развития ребенка случаи –  жесткий, тотальный контроль при  авторитарном воспитании и почти  полное отсутствие контроля, когда  ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Существует много промежуточных вариантов6: родители регулярно указывают детям, что им делать; ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; решение часто принимает сам ребенок; ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Источник: http://referat911.ru/Pedagogika/tipy-semejnyh-vzaimootnoshenij/20942-1174197-place1.html

Взаимоотношения в семье с ребенком

Взаимоотношения в семье с ребенком во многом определяют его будущее поведение, характер общения и успешность, так как хорошее и плохое отношение дети, прежде всего, узнают в семье.

Читайте также:  Что побуждает мужчин изменять своим женам

Типы взаимоотношений в семье с ребенком

Влияние родителей на личность ребенка описано и изучено психологами достаточно подробно. Они смогли выделить 4 общих типа взаимоотношений родители – дети в семье:

  • Индифферентный;
  • Авторитетный;
  • Авторитарный;
  • Либеральный.

Так или иначе, но взаимоотношения между детьми и взрослыми в детстве будут отражаться и на взаимоотношениях со взрослыми детьми.

Система воспитания в семье далеко не всегда осознается родителями. Кроме того, что она основывается на перечне того, что допустимо или недопустимо в отношении ребенка, она должна придерживаться целенаправленных методик и целей воспитания. Предпосылкой взаимоотношений в семье с ребенком могут служить:

  • Сотрудничество;
  • Невмешательство;
  • Гиперопека;
  • Диктат.

При диктате взаимоотношения детей и взрослых строятся на регулярном унижении чувства собственного достоинства ребенка, на подавлении его мнения и инициативы. Такие отношения нельзя сравнивать с целью воспитания или норм морального поведения.

Зачастую воздействие производится с насилием, в приказном тоне, при сопротивлении ребенка. В ответ на нажим со стороны родителей дети в свою очередь отвечают контраргументами – грубостью, обманом, лицемерием.

Ненависть к собственным родителям – это крайняя степень ответной реакции.

Другая сторона медали – когда сопротивление ребенка все же удается сломать, то это может обернуться тем, что впоследствии из него вырастет сломленная личность без чувства собственного достоинства, лишенная таких важных качеств, как самостоятельность, уверенность в себе и своих возможностях. Можно с уверенностью говорить, что неудачи в жизни такого человека имеют основу и заложены диктаторским воспитанием еще в детстве.

Гиперопека подразумевает такие взаимоотношения в семье с ребенком, при которых его всячески ограждают от трудностей и забот.

Любая просьба и пожелание ребенка быстро исполняются, а сам он не прикладывает к ним никаких усилий. Часто такие отношения бывают в семьях, где ребенок единственный или долгожданный.

Цели воспитательных воздействий в процессе воспитания подменяются задачей удовлетворения потребностей детей.

При гиперопеке взаимоотношения между детьми и взрослыми приводят к тому, что дети оказываются недостаточно или совсем неподготовленными к самостоятельной взрослой жизни. И если в детстве проявления этого могут быть минимальными, то в подростковом возрасте частота срывов у данной категории детей выше.

Невмешательство, так тактика воспитания признает допустимость и необходимость независимого существования взрослых и детей, причем ни тем, ни другим не следует переходить условно намеченную линию. Специалисты считают, что в основе такого взаимодействия в семье находится пассивность родителей в качестве воспитателей.

Сотрудничество во взаимоотношениях бывает при условии общих целей и задач родителей и детей, при наличии совместных интересов и связанной с ними деятельности. Только в таких условиях можно преодолеть эгоизм ребенка во взаимоотношениях с матерью и другими родственниками.

Влияние взаимоотношений в семье на поведение ребенка

Будет ли поведение ребенка адекватным или неадекватным, это во многом определяется его взаимоотношениями в семье. От них зависят:

  • Уровень притязаний;
  • Успешность обучения и общения;
  • Самооценка;
  • Эмоциональное состояние.

В семье, где родители постоянно одергивают и порицают, ставят слишком высокие задачи и цели, у детей появляется низкая самооценка, вследствие этого неуверенность и плохое настроение. То есть поведение ребенка становится неадекватным объективной обстановке.

С другой стороны, неадекватность имеет проявление и в виде завышенной самооценки, когда ребенка постоянно хвалят, а требования к нему предъявляют очень мягкие.

В итоге ребенок вырастет таким, каким воспитывали его в детстве родители.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6313-vzaimootnoshenija-v-seme-s-rebenkom.php

Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье непременно складывается определенная система воспитания, далеко не всегда осознанная. Руководятся в основном тем, что можно ребенку, а что нельзя. Существуют какие-то цели воспитания, предположительные задачи, методы и приемы воспитания. Объединив их в некую закономерную тактику, можно выделить 4 типа семейных взаимоотношений.

  • Диктат
  • Опека
  • Сотрудничество
  • Невмешательство

Диктат – властное поведение одним или несколькими членами семьи в отношениях к другим ее членам. То, что родители должны предъявлять требования к ребенку, это, несомненно, и важно в правильном воспитании детей. Но когда взрослыми используется приказ и насилие у ребенка возникает сопротивление.

Как реагирует ребенок на любое насилие?

В зависимости от характера ребенок стает лицемерным, ему ведь надо как-то выжить. Некоторые дети начинают пользоваться обманом. В худшем случае это вспышки грубости или ненависти.<\p>

Как поступают родители-диктаторы?

Они любимы путями, стараются сломить волю ребенка. Вместе с этим ломаются самые ценные качества личности: чувство собственного достоинства, самостоятельность, вера в себя, инициативность и др. Такой метод воспитания – гарантия формирования неудачной личности.

Опека в семье может быть разной. Не исключена она в воспитании ребенка, но во всем есть свои меры. Любящие родители ограждают малыша от любых забот, трудностей, принимая решение на себя. Понимание о формирование личности забыто. На первом плане удовлетворение потребностей с ограждением ребенка от трудностей.

Что получается в итоге?

По статистике такие дети в переходном возрасте восстают против чрезмерной опеки. Как и при диктатуре у ребенка отнимается вопрос о развитии самостоятельности, они принудительно отстранены от решения вопросов касающихся их лично, не говоря уже об общих проблемах семьи.

Сотрудничество – это тип взаимоотношений в семье, при которых, все члены семьи, независимо от возраста, объединены общими целями и задачами.

Организация на уровне высоких нравственных ценностей позволяет развиваться гармоничной личности. Совместная деятельность позволяет без особого труда решить редко возникающие проблемы. Здесь нет развития эгоистического индивидуума.

Семья, в которой сотрудничество ведущий тип взаимоотношений, приобретает высокий уровень развития.

Пассивный тип воспитания детей – это «невмешательство». Такой метод воспитания основан на существовании двух миров в одной семье: взрослые и дети. Стоит грань между теми и другими, и ее переходить, не дозволено. В такой семье заниматься воспитанием детей приходится обществу, родители пассивны в этом плане.

Источник: http://child-hood.ru/index.php/educating-child-ec/5046-types-of-family-relationships.html

Ссылка на основную публикацию